Эпоха романтической рыбалки подходит к концу. Теперь и взгляд на мирно покачивающийся на воде поплавок будет стоить денег
Вопросом, станет ли самое массовое развлечение российских граждан — рыбная ловля на удочку исключительно платным делом, уже задаются как минимум 25 млн рыбаков-любителей по всей стране. Не исключение и жители Верхневолжья, богатого реками, озерами и водохранилищами. Волнения вполне обоснованны: вступила в силу новая редакция закона о рыболовстве, согласно которой ловить рыбу на рыбопромысловых участках можно только за деньги. Теоретически плата за любительскую ловлю рыбы предусматривалась и раньше — начиная с 2008 года, но формулировка в законе этого пункта была довольно размытой, тогда как теперь эта норма прописана с предельной ясностью: «На рыбопромысловых участках, предоставленных индивидуальным предпринимателям <…>, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки» (к счастью, просто покататься на лодочке или искупаться пока не запрещено). Главную цель нововведения сообщил на днях руководитель Росрыболовства Андрей Крайний корреспондентам «Российской газеты»: «Уже в ближайшие годы любительская рыбалка будет приносить в бюджеты в 2,5-3 раза больше, чем промышленное рыболовство». Откуда возьмутся эти деньги? Все просто: источник финансирования — люди с удочками.
Как и следовало ожидать, заявление главы Росрыболовства и новая редакция закона вызвали в обществе неоднозначное мнение. Одни эксперты утверждают, что брать деньги за ловлю на удочку — это абсурд, так как рыбалка в нашей стране практически единственное бесплатное хобби для миллионов взрослых и подростков. Другие считают, что за пользование любыми ресурсами нужно платить. Более того, они уверены: «Если на водоемах не появятся заинтересованные собственники, ни о какой рыбоохране и воспроизводстве рыбы не может идти и речи». Иными словами, не станешь платить — нечего будет удить.
Как бы то ни было, рассуждать уже поздно, закон принят и его нужно исполнять. Правда, пока платными для рыбаков будут не все водоемы — «рыбных мест» выделено не так много. Тем не менее в ближайшем будущем государство отдаст предпринимателям в аренду на 20 лет 6,5 тыс. рыбопромысловых участков по всей России. На днях в Москве уже разыграли на аукционах 130 участков для организации спортивно-любительского рыболовства (Озернинское, Рузское, Можайское, Истринское, Пяловское, Пестовское, Икшинское, Клязьменское водохранилища, Тростенское озеро и др.) Что же касается Верхневолжья, то в отличае от Московской области такие крупные водоемы региона как, например, Иваньковское водохранилище и озеро Селигер, останутся в свободном доступе, ведь если запретить людям рыбачить на реках и озерах, то многие из них останутся не только без дополнительного заработка, но и без источника пропитания в прямом смысле слова. На данный момент, по информации департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, в пользование арендаторам предоставлено лишь 77 рыбопромысловых участков, из них 4 участка — под промышленное рыболовство, 6 — под товарное и 67 — для организации любительского и спортивного рыболовства. По сравнению с общероссийскими цифрами это не так уж и много. Впрочем, планируется, что на каждый платный водный объект будет создан альтернативный бесплатный участок. Но это, как говорится, вилами по воде писано.
В принципе, введение платы за любительскую рыбную ловлю — это не особенности национальной рыбалки, а мировая практика. Рекреационное рыболовство начало развиваться еще 30 лет назад и сейчас пополняет государственный кошелек таких государств, как Норвегия, Швейцария и Америка, примерно на 24-28 млрд в год, что сравнимо с годовым доходом от добычи нефти.
Разбогатеет ли за счет рыбаков-любителей Россия, писано теми же самыми вилами по той же самой воде — опыт у европейских коллег мы переняли, а условий для успешной реализации задуманных планов, как это часто бывает, не создали. Если за границей все участники рынка уверены, что плата за рыбалку идет не в карман арендатору рыбопромысловых участков, а на борьбу с браконьерами, зарыбление и мелиорацию водоемов, а также создание новых рабочих мест, как этого требуют основные критерии закона, то российские рыбаки по этому поводу сильно сомневаются. «Наши кровные точно пойдут не на благо водоемов, а их хозяев» — жалуются на форуме любителей рыбной ловли (http://www.myfishstory.ru). «В нашей стране закон что дышло — куда повернул, туда и вышло», — сетуют рыбаки.
К примеру, браконьерство в России до сих пор не приравнено к тяжким преступлениям, максимум, что светит недобросовестному рыбаку, — два-три месяца лишения свободы, в то время как в Китае за браконьерство расстреливают. В Европе же за незаконную рыбную ловлю и охоту браконьеров вешали вплоть до начала XX века, и лишь затем наказание слегка смягчилось — теперь горе-охотников и рыболовов лишают свободы лет на 20. А потому количество браконьеров в нашей стране с каждым годом увеличивается. Но дело не только в законе — охранять рыбные места от них практически некому. По статистике, из 15 тысяч штатных инспекторов (по данным на 2000 год) на всю страну осталось около полутора тысяч. По ныне действующим нормативам, один инспектор в среднем должен контролировать 1400 (!) км рек или 19 (!) тыс. га озер и водохранилищ. А если арендаторы еще и последних специалистов по рыбоохране переманят к себе на работу, россиянам точно придется сматывать удочки и копить деньги на «новую» рыбалку, потому что в бесплатных водоемах рыбы просто не останется.
Экспертное мнение:
Владимир ЕРОХИН, председатель Бельского районного общества охотников и рыболовов:
— Мое мнение, как и мнение большинства членов общества охотников и рыболовов, отрицательное. Наверное, скоро будет платным вход в лес за грибами и ягодами. Или за воздух будем платить. К счастью, в Бельском районе пока нет таких рыбопромысловых участков, где ловят рыбу за деньги.
Вячеслав ГАВРИЛОВ, охотовед Бежецкого района:
— Как известно, нововведение коснется всего лишь 6,5 тыс. рыбопромысловых участков. В сравнении с общероссийским количеством «рыбных мест» (2 млн озер и 2,5 млн рек) — это немного. Если арендаторы действительно будут вкладывать деньги в приведение в порядок водных объектов, почему бы и не заплатить? А уж если рыбалка станет платной абсолютно на всех водоемах, это вызовет общее недовольство.
Владимир ТИХОМИРОВ, председатель Максатихинского районного общества охотников и рыболовов:
— Лучше бы ужесточили наказание за браконьерство. Ведь на многих тверских реках творится беспредел: если местные рыбаки ловят на удочку, то приезжие любители поживиться таскают рыбу сетями и пользуются запрещенными законодательством электроудочками. После них две-три недели можно не рыбачить.
Юлия ПАУТОВА