11 Октября 2012 года, 10:57
Мурманские прибрежники: Прибрежное рыболовство – локомотив развития экономики Мурманска
Рыбная отрасль в Мурманске сейчас вновь становится основой экономики региона. Необходимо развивать судоремонт, сервисные службы, рыбопереработку, считают рыбопромышленники, сообщает «Рыбацкая газета».
Несколько иначе на оживление порта Мурманск смотрит генеральный директор рыбодобывающей компании, ведущей прибрежный промысел, Сергей Махотин: «Прибрежное рыболовство – локомотив развития экономики Мурманска, который за прошедшие десять лет доказал свою верность родному берегу и российскому флагу. Все суда обслуживаются, модернизируются и ремонтируются в Мурманске. Всю вылавливаемую рыбу мы везём в порт в охлажденном виде».
По его данным, в прошлом году рыбаки доставили в Мурманск 26 тысяч тонн охлаждённой рыбы донных пород. Квота мурманской области на прибрежный промысел трески и пикши чуть больше 20 тысяч тонн. Для стабильно работающих фабрик региона необходимо более 40 тысяч тонн, плюс надо поставить в магазины для продажи населению.
Напомним мнение Виталия Касаткина о прибрежке: «Сегодня уже 40-50 % прибрежной квоты находится у океанических компаний. Им выгодно вылавливать эту рыбу более эффективными судами. Поэтому грань между прибрежной и промышленной квотами практически стёрта. Мы должны чётко представлять себе, если хотим развивать берег, значит должны быть сделаны определённые шаги, чтобы сырьё было на берегу».
Как пояснил Сергей Махотин, на сегодняшний день в порту Мурманск зарегистрировано сорок находящихся в рабочем состоянии судов, способных поставлять свежую и охлаждённую рыбу, но значительная часть из них простаивает у причала без работы. Их потенциал около пятидесяти тысяч тонн вылова в год. Из 76 компаний ведущих прибрежный промысел на Северном бассейне 30 уже освоили свои квоты, половина из них предприятия Мурманской области.
«Если прибрежная квота будет больше, наши суда чаще будут выходить в море, больше поставлять рыбы в порт. Это даст дополнительную работу, как портовым службам, так и рыбопереработке, в городе появится больше рабочих мест, - объясняет он свою позицию. - Самый простой способ оживить порт – увеличить прибрежную квоту. Несмотря на все барьеры, мы эту рыбу выловим и доставим в охлаждённом виде на берег».
В настоящее время норвежском городе Тронхейме проходит 42-я сессия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК). Как обычно, центральной темой ежегодных переговоров между Россией и Норвегией является определение общедопустимого улова (ОДУ) различных общих запасов водных биологических ресурсов.
В рамках СРНК Россия и Норвегия совместно управляют запасами важных видов рыб: северо-восточной арктической трески, пикши, мойвы, синекорого палтуса, а также норвежской прибрежной трески, которая в российских водах не водится. Квоты на северо-восточную арктическую треску и пикшу распределяются в равных объемах между странами на основе общего допустимого улова. В этом ОДУ учитывается также квота на прибрежную треску, квота третьих стран и квота на исследовательские и управленческие цели.
В 2007 году ОДУ на вылов трески составляло 445 тысяч тонн, российская доля тогда была 187,5 тысяч тонн. На протяжении последних лет запасы трески в Баренцевом море росли. В этом году ОДУ стало уже 772 тысяч тонн, российская доля 327,9 тысяч тонн. И увеличение допустимых уловов продолжается. При этом для прибрежного промысла Россия выделяет стабильно 21 тысячу тонн трески.
«Мы с оптимизмом смотрим на сессию СРНК в плане обеспечения наших рыбаков сырьевыми ресурсами. Однозначно будет рост по треске», - еще в сентябре утверждал руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Константин Древетняк. Сейчас в Тронхейме обсуждается ОДУ трески, уже близкий к миллиону тонн.
Российская квота распределяется между пользователями пропорционально определенным в 2008 году Росрыболовством долям. Также рыбопромышленники имеют возможность увеличить свои квоты за счёт нераспределённых квот «третьих стран», которые в этом году были переданы пользователями Северного рыбохозяйственного бассейна с учётом рекомендаций Северного бассейнового научно-промыслового совета.
Ежегодно Росрыболовство выделяет рыбакам неиспользованную часть квот для осуществления рыболовства в научно-исследовательских целях. Но в этом случае принцип пропорционального распределения не действует. Этот пирог уже не делят с прибрежниками. Как считают члены правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана, океанические компании имеют сильное лобби в Росрыболовстве.
По словам Сергей Махотина, с увеличением почти в два раза общего допустимого улова трески с 2007 года по 2012 год, прибрежная квота практически осталась на прежнем уровне.
«Если бы квоту пользователям с 2008 года увеличивали пропорционально, то у нас было бы уже 36 тысяч тонн прибрежной трески. Это дополнительно бы создало 200 рабочих мест только на береговых рыбоперерабатывающих фабриках, - подчеркивает Сергей Махотин. - Плюс портовики, судоремонтники, сервисные службы, торговля, фабрики орудий лова и другая инфраструктура. Государство, обделяя прибрежный флот в ресурсах, постепенно теряет и мурманский рыбный порт».