Когда-то отечественные достижения в космосе были особой советской гордостью. На главной выставке страны - ВДНХ - был специальный космический павильон, и относились к нему с каким-то трепетом. Сегодня в космосе дела лучше, чем на ВДНХ. На грани исчезновения - уникальный памятник, почти символ эпохи, которая в масштабах истории занимала ничтожно малый период. Пока все советское в мире дорожает, в самой России к архитектуре того периода относятся с пренебрежением. У старых павильонов - всесоюзная шашлычница.
Знаменитая скульптура Веры Мухиной "Рабочий и Колхозница" никуда не исчезла - символ "Мосфильма" и ВДНХ лежит распиленный на части в мастерской другого скульптора и реставратора - Вадима Церковникова. Голова Колхозницы. Потрепанное ветрами и временем ухо Рабочего - вот уже несколько лет они ждут, когда же их отреставрируют и вернут на прежнее место.
Скульптура была в таком аварийном состоянии, что московское правительство приняло решение разобрать ее, не дожидаясь обрушения. По словам Вадима Церковникова, после демонтажа финансирование работ сразу закончилось.
"У меня не было ни документов, ни разрешений - ничего. Было только одно слово человека из правительства. Он сказал: "Спасай скульптуру как можешь, а мы тебя защитим, - рассказывает Церковников. - И я без документов, без лесов ее разбирал с вышки и одним краном. И я спас скульптуру! Но после этого начались приключения: расценок нет, сметы нет, а без сметы заплатить нам не могут".
Инвесторы обещали отреставрировать скульптуру, если им позволят на этом месте построить торгово-развлекательный центр. "Рабочего и Колхозницу" установили бы сверху. Бизнесмены уверяют, что перечислили московскому правительству семь миллионов долларов, к тому же было приобретено 11 тонн нержавеющей стали.
"На сегодняшний день ни один лист скульптор Церковников с площадки не забрал и денег за выкупленную пять лет назад нержавеющую сталь он нам не заплатил. Поэтому я думаю, что работы там идут полным ходом, но пока еще материалы для ремонта ему не нужны", - сказал председатель Совета директоров банка-инвестора Константин Астафьев.
"Мы сделали тошнотворную работу, - уверяет, в свою очередь, Церковников. - Всю наружную поверхность памятника промыли по технологии. Внутри был огромный слой грязи и птичьего помета".
Споры о судьбе скульптуры идут пятый год. Параллельно возникла идея масштабной реконструкции всего Выставочного центра: в северной части построят огромный международный комплекс площадью в сотни тысяч квадратных метров. Немецкий архитектор Клаус Мюллер, которого пригласили поучаствовать в проекте, считает, что скульптура Веры Мухиной должна быть в новом комплексе. По его словам, она будет на высоте тридцати метров.
Внизу будут подземные тоннели и многоярусные парковки. Для павильонов обещают используют новейшие материалы, способные придать стенам и крышам самую причудливую форму. Одним словом, здесь построят настоящий город будущего, который уже пытались создать в 30-е годы как воплощение советской мечты о коммунистическом рае.
Пастух с кавказских гор или свинарка с Вологодчины должны были увидеть и продуктовое изобилие, и дома-дворцы. Все это создавали лучшие архитекторы Советского Союза.
"Никакого законного способа уничтожить все это, не дай Бог, даже как-то перестроить или реконструировать нет. Нельзя это реконструировать. Это может быть только отреставрировано", - заявил генеральный директор ГУП МНИИП "Моспроект-4" Андрей Боков.
Строительство нового комплекса уже идет полным ходом. Под снос попадают Белорусский сквер и несколько павильонов позднего периода, в том числе и павильон "Москва" собравший на Монреальской выставке в 1967 году толпы народа.
"До 2004 года никого не волновал его статус и в каком состоянии он находится. Сейчас павильон функционирует как торговый центр, и сегодня есть официальное заключение, что он не является памятником архитектуры", - отметил генеральный директор ОАО "ГАО ВВЦ" Магомед Мусаев.
"Нам скажут, что мы его разберем, вылечим, дадим ему место и поставим. Боюсь, этого не произойдет. Когда мы что-то выкорчевываем, то второй раз поставить это уже не удастся. Идеально было бы его сохранить", - считает профессор Московского архитектурного института Юрий Волчок.
Реконструкция ВДНХ назрела давно. В насквозь проржавевшем павильоне "Космос" вместо советских спутников и космических аппаратов - саженцы садово-огородной ярмарки. Возможно, их готовят для цветения на Марсе, но портрет Гагарина все-таки стыдливо завесили.
"ВВЦ последние десять лет был заложником торговли, потому что за счет чего жить?" - замечает пресс-секретарь ОАО "ГАО ВВЦ" Алексей Жиров.
Руководство ВВЦ все-таки обещает изгнать торговцев из памятников архитектуры. В павильоне "Молдавия" пока еще торгуют биотуалетами, но некоторые бывшие республики готовы вернуться на ВВЦ. Армения уже выставила бутылочные батареи вин и коньяка. Свои товары собирается продемонстрировать и Белоруссия, но не раньше чем через два года, потому что знаменитый павильон требует долгого и тщательного ремонта: продавцы торговые галереи прибивали прямо к колоннам. Белорусы берутся все отреставрировать за свой счет.
"Разрушены две скульптурные группы под названием "Партизаны Белоруссии". Утеряно 14 хрустальных люстр, которые украшали основной павильон", - пояснил заместитель генерального директора ЗАО "Белорусский торгово-выставочный центр" Виктор Перлей.
На первый взгляд, лучше всего на ВВЦ сохранился фонтан "Дружба народов". Его отремонтировали и покрыли шестью килограммами сусального золота в конце 80-х, когда саму дружбу народов отреставрировать было уже невозможно. Директор Управления по эксплуатации Александр Егоров говорит, что это действительно символ СССР, колос на глиняных ногах. Сверху позолотили, а внутри все прогнило: опоры, поддерживающие скульптурную композицию, ломаются руками. По словам Егорова, декоративные элементы, камни, стеклянные пояса - все это может рухнуть.
Несколько лет назад у скульптурных коров у павильона "Животноводство" только рогов не доставало. Теперь только копыта остались. Но не все за последние годы здесь разрушалось. Так, замок с башнями возник на пруду по соседству с павильоном "Рыболовство". Суровые охранники доходчиво объясняют, что это достижение не народного, а частного хозяйства, хотя и находится дворец на государственной земле в природно-ландшафтном заповеднике.
Руководство ВВЦ говорит, что хозяин успел каким-то образом приватизировать этот участок еще в начале 90-х и благополучно застроить. "Вы будете требовать возвращение этого объекта? Сложный вопрос. Скорее всего, не получится", - говорит Магомед Мусаев. Столичные чиновники тоже сетуют, что времена тогда были смутные, зато дворец этот единственный на ВВЦ.
"К нашему счастью, мы ее сохранили как выставку, не дали возможности вообще вырубить там все и настроить элитное жилье. А замок пусть будет на совести того, кто его построил", - сказала префект Северо-Восточного административного округа Москвы Ирина Рабер.
Завершить строительство нового ВВЦ планируют через пять лет. Прибыли от огромных выставочных площадей должно хватить на полную реставрацию старых павильонов. Только бы от них не осталось одно название. А то вот памятник Вере Мухиной в Москве стоит, а ее скульптурам почему-то места уже не хватает. "Рабочего с Колхозницей" разобрали. Да и ее памятник Максиму Горькому недавно демонтировали. На площади Тверской заставы тоже, оказывается, будут торговый комплекс строить.